В Озёрах хотят перерабатывать ил с очистных Москвы. И похоронить в карьере? |
В 14:00 часов дня 22 января в администрации округа пройдут публичные слушания по проекту организации на неработающем полигоне у деревни Марково переработки иловых отложений с очистных сооружений Москвы и Подмосковья
На фото очистные сооружения подмосковных Люберец, фото mosvodokanal.ru
Заметим, что в менее чем 400 метрах от границы полигона находится СНТ «Надежда-1», садоводы которой находятся далеко не в восторге от предстоящего появления такого вонючего и экологически не безопасного соседа. Поэтому активисты уже сейчас собирают подписи против строительства производства ООО «СК Баустав».
Сбор подписей будет проводится 20 и 21 января около «Ашана» в Озёрах (телефон активиста +7 /915/ 307-15-60). Бланки можно распечатать здесь.
Проект для обсуждения предоставила строительная компания «Баустав». Заметим, что директор фирмы Юрий Шигин в письме (документ имеется в распоряжении «Озёры-Инфо») на имя главы округа Дмитрия Богданова отказался от публикации на сайте администрации предоставленных документов. Господин Шигин пояснил, что на слушания «предложена НОВАЯ технология», которая не может быть распространена в электронном виде «до получения патента».
«Предоставление материалов электронном виде может сильно навредить нашей организации, и технология, разработанная нами, может попасть к конкурентам и нанести огромный ущерб нашей организации», — пишет Юрий Шигин.
Ознакомившись с предоставленными в администрацию округа документами, мы не увидели какой-либо новизны в описании технологии компостирования иловых остатков очистных сооружений и последующего перемешивания компоста с грунтом и торфом.
Заметим, что в настоящее время известны несколько методов переработки и утилизации иловых осадков. Это захоронение на полигонах ТБО без переработки, прямое сжигание, анаэробное сбраживание, стабилизация известью и компостирование, которое предлагает под видом новой технологии ООО «СК Баустав».
Простой поиск в интернете, и мы читаем диссертацию нижегородского кандидата технических наук Александра Котова, защитивший свою работу в далеком 2005 году. Или, в два клика, находим решение компании «Экотон» для очистных сооружений Липецка, опубликованное на сайте компании в августе 2016 года. В ней, в частности, говорится, что метод компостирования иловых осадков сточных вод является самым дешевым по капитальным и эксплуатационным затратам среди всех известных способов утилизации ила.
В чем элемент новизны технологии? В том, что 20-25% компоста добавляется в смесь из торфа, песка и земляного грунта? Это делается для того чтобы разбавить до нормальных значений содержание тяжелых металлов и бензонатов в почвогрунте «Баустав»?
Отчасти можно понять нежелание господина Шигина выложить в интернет документацию. И это связано не с получением патента на изобретение — в этом бы случае Юрий Шигин сперва получил патент, а уж потом созывал общественные слушания по марковскому полигону, после которого элементы технологии станут доступными в сети.
Дело в том, что на полигоне в Марково под открытым небом прямо на железобетонных блоках будут находиться компостные кучи шириной 3 метра, высотой 2 метра и длиной до 200 метров. Кучи, состоящие из 40-50% иловых осадков, а остальное — древесная стружка, известняковая мука и 5% органического удобрения. Которые, согласно технологии, будут регулярно поливать для поддержания необходимой влажности и раз в 5-10 дней для аэрации такая вот «колбаска» должна быть тракторами перемещена на соседней место.
Можно только догадываться как будут пахнуть окрестности полигона, да еще и летом, при проведении этой операции. И заметим, что в 400-ах метрах этими ароматами будут дышать дачники и проезжающие в сторону Коломны и Озёр автолюбители, не успевшие вовремя закрыть окна.
Абсолютно неизвестно что, при этом, будет делать мутная водичка с компостных куч — просачиваться до водоносного горизонта или фильтроваться на станции очистки воды — в нашей копии документов об этом ни слова.
После созревания компоста, время приготовления которого в наших широтах может составлять от 30 до 90 дней, наступает второй этап — приготовление почвогрунта «Баустав». Для этого готовится смесь, состоящая из 20-25% компоста, а остальное — земляной грунт, торф и песок. Именно эта смесь, согласно технической документации, называется почвогрунт «Баустав».
Готовый почвогрунт бывает двух типов: с литерами «Т» и «Б». «Б» — значит пригодный для биологической рекультивации, а «Т» — для технологической. Отличия в грунтах по содержанию ПДК тяжелых металлов — у биологического он в 2 раза меньше.
Оба вида грунта, производимой фирмой, относятся к 4 и 5 классам опасности. Это означает, что использовать грунт в качестве удобрений нельзя. Тут, конечно, появляются вопросы — а откуда в Озёры фирмачи планируют возить иловые остатки раз готовая продукция (в которой всего лишь 10% ила) соответствует 4 классу опасности?
И куда будут девать продукты переработки. Известно, что транспортные перевозки недешевы, значит потребителей продукции надо искать поблизости. Это могут быть полигоны ТБО в Болотово, который обещают рекультивировать в 2019 году, и в Воловичах Коломенского округа.
Это означает, что грузовики с отходами 4-5 классов опасности будут туда-сюда ездить по дорогам Озёр и без того ухудшая экологическую обстановку.
Заметим, что в технической документации значится еще один вид возможного использования — рекультивация карьеров.
Тут на память приходит история 2011 года, когда власти Озёрского района хотели рекультивировать отработанную чашу карьера в Горах, захоронив в нем промышленный и бытовой мусор, а так же иловые отложения с очистных сооружений Москвы и Люберец. Емкость горского карьера — больше миллиона тонн. Все отходы с очистных сооружений Московского региона можно было захоронить.
Но после массовых народных возмущений власти потихоньку откатились от этого проекта.
Прошли годы и тема опять актуальна?
Текст: Алексей ПИРОЖКОВ