Анатолий Аполлонов: «Нас привезли сюда умирать» |
15 июня из «Пансионата «Озёрский» переселили 25 пожилых людей в возрасте от 70 до 95 лет в дом-интернат «Надежда» Серебрянопрудского района. Мы спросили пенсионеров, где им комфортнее живется: Серебряных Прудах, как утверждает соцзащита, или в Озёрах
Фото с сайта: дом-надежда.рф
Напомним, то о предстоящем переезде и несогласии значительной части оставшихся без собственного жилья и ближайших родственников пенсионеров переехать в Серебряные Пруды мы узнали за 5 дней до переезда. Два отделения планировали ликвидировать, около 40 сотрудников сократить. Некоторым сотрудникам предлагали, по их словам, работу с заработком в 3 раза меньше при работе за пятерых.
13 июня на сайте «Озёры-Инфо» была опубликована статья о планируемом переезде озерских пенсионеров в Серебряные Пруды. Практически сразу же, на следующий день на сайте газеты «Заря Озёры» появилась публикация за подписью Пресс-службы министерства социального развития Московской области. В нем утверждалось, что все 25 пенсионеров и инвалидов из Озер «будут размещены в новых комнатах и в более комфортной обстановке», чем они жили в озёрском пансионате.
Для проверки этого утверждения пресс-службы министерства на прошлой неделе мы позвонили одному из переселенцев 86-летнему Анатолию Аполлонову, потерявшего 8 лет назад в пожаре свой дом, имущество и с 2010 года жил в социальном доме сначала на Красных Озёрах, а в 2014 году переселился в «Пансионат «Озёрский», где получил прописку.
«Это все вранье», — лаконично сказал Анатолий Никифорович, услышав формулировку, опубликованную на сайте озёрской газеты.
По словам пенсионера, в Озёрах он жил в более лучших условиях, чем сейчас в Серебряных Прудах — у него была отдельная комната, ванная на двоих и отдельная душевая комната.
Его слова подтверждает инвалид первой группы учитель высшей категории с 40-летним стажем Людмила Павлова, которая жила в боксе на 2 комнаты: в одной комнате она, в другой её соседка.
«Комната была 10 кв. м. В ней стояли гардероб, комод с 4-мя ящиками, круглый стол, стул и тумбочка, а для меня было специальное кресло, потому что проблемы со спиной и кровать с прикроватным ковриком. Представляете себе, однокомнатная квартира! Вот так мы жили!», — рассказал нам Людмила Александровна.
На двоих проживающих в боксе была отдельная душевая и отдельная ванная с туалетом, умывальником. «У нас была женщина отдельная, которая приходила и мыла нас. У нас все забирали в стирку, гладили и приносили в превосходном состоянии».
Сейчас озерские пенсионеры живут в здании бывшей двухэтажной школы в поселке Дмитриевский Серебрянопрудского района. Для жилья после наскоро сделанного ремонта приспособили классы, учительские и подсобные помещения.
«Один класс нам дали на четверых, и мы сейчас живем втроем, потому что нет одной женщины. Так получилось, что мы сдали фактически однокомнатную квартиру, а получили общежитие. Это разве лучшие условия?!», — спросила удивленная моим вопросом вопросом Людмила Павлова.
В классе, по словам Людмилы Александровны, стоит гардероб, один общий стол, небольшой японский холодильник, прикроватная тумбочка и стул.
Как рассказал Анатолий Аполлонов, он живет в комнате, где тоже стоят 4 кровати, но пока проживают трое человек. Обстановка помещения напоминает «самую дешевую больничную палату». Из мебели в его комнате кровати с тумбочками и стульями — у каждого свои.
В «Пансионате «Озёрский» в каждой комнате было по телевизору, рассказали нам пенсионеры, а в нынешнем их пристанище телевизоров всего несколько штук — их на все комнаты не хватило.
«Сейчас есть один общий телевизор, где мужчины смотрят футбол, — сказала Людмила Александровна. И добавила, — Мы фактически отрезаны от информации, что происходит в России и даже не пытаемся выйти в холл».
Отдельная история — это ванные комнаты. Одна комната на четверых человек. Из себя она представляет помещение примерно на 8 кв. м, в котором находится умывальник с унитазом и тазиком для мытья ног, и душ.
«Если один моется, то никто туда не зайдет. В ванной комнате некуда положить мыло, бритвенные принадлежности и даже повесить лейку душа для мытья. В общем, это все бедно сделано для идиотов», — говорит Анатолий Никифорович.
Сюжет "Озёрского кабельного телевидения" накануне открытия "Пансионата "Озёрский", сентябрь 2013 года
Оба пенсионера считают, что жилищные условия значительно ухудшились — в Озерах они жили лучше и с большим комфортом, чем сейчас.
«Наши жилищные и бытовые условия ущемили безусловно. Как можно сравнивать школьный класс и отдельную комнату? Мы везде писали, всюду ходили и в Озерах и даже в правительство Московской области, но никто на нас внимания не обратил будто мы мухи», — поделилась с нами Людмила Павлова.
Обращались пенсионеры и в местную газету «Заря-Озёры», где сотрудники редакции прям с порога заявили, что знают их историю и «вас ждем, когда же вы придете к нам». После ксерокопирования документов, журналисты пообещали Анатолию Никифоровичу обязательно написать правдивую статью, но вместо этого размещают сказочные релизы пресс-службы министерства соцразвития Подмосковья. Предположим, что так легче, наверное, выполнять те самые журналистские обязанности, получая за это хоть и небольшие, но деньги из бюджета.
Нет никаких нареканий у наших собеседников по качеству питания — кормят вкусно и хорошо. Единственно, что смутило Анатолия Никифоровича, отсутствие привычных ему столовых приборов.
«Понимаете, в столовой сама обстановка... У нас в пансионате посуда была как у людей: тарелки, ложки, кружки. А здесь металлические кружки и чашки, прямоугольные из которых собаки едят. Т.е. не тарелка, а чашка прямоугольная — она сделана из трубы и дно приварено. Ложек и вилок нет. Вилки не даются — зачем людей приучать к комфорту и руками сожрут», — рассказал нам 86-летний пенсионер.
Сам переезд дался пожилым людям тяжело. Организация переезда была нормальной — в качестве сопровождения поехали врач и несколько медсестер. Некоторым пожилым людям делали уколы, другим давали таблетки. Без слез не обошлось, — рассказала нам бывшая сотрудница пансионата, просившая не упоминать её имя. Она была уволена по сокращению 21 июня. Сейчас женщина стоит на бирже труда, но перспектив найти работу по специальности, по её словам, в Озёрах никаких.
С горечью о переезде говорит Людмила Павлова: — «Мы все старые и больные люди. Для нас это было очень тяжело. Перенести морально и физически это все ущемление своих прав… Мы все очень тяжело это пережили».
Многие из переехавших очень сильно тоскуют по родным Озёрам, — рассказал Анатолий Никифорович. У некоторых там остались родственники, которые иногда, но приходили в гости. А сейчас это проблематично —дорога до Серебрных Прудов на общественном транспорте с пересадками займет 3-4 часа только в один конец.
Больше всего оскорбляет наших собеседников, то что, социально незащищенных одиноких пенсионеров с проблемами по здоровью — почти все инвалиды I и II группы — выселили из комфортабельного и благоустроенного «Пансионата «Озёрский» ради того, чтобы сделать из него коммерческую точку для зарабатывания денег.
Несколько дней назад второй этаж «Пансионата «Озёрский» принял первых новых постояльцев по два человека в номер — по 40 человек на этаж.
Ранее начальник озёрской соцзащиты Раиса Комарова утверждала, что после ликвидации двух отделений пансионата будет проведен капитальный ремонт здания и первых посетителей пансионат примет лишь в сентябре.
«Значит деньги дороже здоровья и уважения старости. Какая теперь старость в радость?! Мы можем сказать, что в нашем государстве мы никому не нужны, — сказала Людмила Александровна. И добавила, — О нас сейчас заботятся, да. Дали крышу над головой, еду и уход».
Есть, конечно, плюсы. Первый и несомненный — хорошее отношение директора дома-интерната и всего персонала. Второй — наблюдение и лечение врачей. В частности, Людмиле Александровне назначили и проводят массаж спины, который ей не делали в полном объеме в Озёрах.
Но до сих пор Людмила Павлова болезненно переживает переезд: «У меня 40 лет педагогического стажа. Я специалист высшей категории. Инвалид I группы. И я не могу до самой смерти жить в нормальных человеческих условиях, которые свойственны каждому человеку. Я живу в общаге. Я ничего не говорю — к нам хорошо относятся и помогают, но тем не менее, что лучше иметь отдельную комнату или жить в общежитии?».
Неделю спустя после отъезда по Озёрах стали распространяться информация о том, что после переезда 15 июня пятеро из 25 пожилых людей скончались в серебрянопрудском доме интернате. Но это всего лишь слухи, — сказал Анатолий Аполлонов, — «мы все живы», и добавив, что «нас привезли сюда умирать! Но пока не умерли».
На прошлой неделе в Серебряные Пруды приезжала из Озёр начальник Управления соцзащиты Раиса Комарова для того, чтобы оценить качество проживания. Её сопровождали журналисты «Озёрского кабельного телевидения».
На редких кадрах видеосюжета видна обстановка в комнатах — две кровати вдоль одной стены, а между ними шкаф. Другую стену комнаты в сюжете не показали, поэтому предположим, что там стоят еще две кровати со столом между ними. Примечательно, что за все время ни разу не была показана полностью ни одна комната.
На других кадрах в коридоре пенсионеры хвалят заботливый персонал, вкусную еду и уход. Женский голос рассказывает, что проживание в доме престарелых приближено к домашним. Комплекс квалифицированных бытовых и социально гигиенических услуг. Пациенты окружены заботой и вниманием.
Рассказали в сюжете об озерчанине Владимире Лобанове, который очень скучает по Озёрам. На следующих кадрах Раиса Комарова рассказывает почему, по её мнению, пожилой человек переживает: «Там остался сын, который без него, без его пенсии не знаю как проживет. Мы все связаны нитями со своими родственниками, со своими какими-то местами и это, конечно же, тяжело. Но время пройдет, не мы придумали, говорят время лечит, вылечит и здесь», — заключила она.
Время несомненно лечит, — с этим утверждением трудно поспорить. Оставшиеся без крова и родных пожилые люди привыкнут к своему новому дому и проживут так долго, сколько судьба им отмерит. Только вот о времени комфортабельной жизни в озёрском пансионате наши пенсионеры будут вспоминать как о сказке, которая была и, увы, закончилась.
P.S. За день до переезда, 14 июня, были направлены обращения в приемную губернатора Московской области Андрею Воробьеву с просьбой вмешаться в ситуацию и предоставить пожилым людям из Озёр комфортные условия проживания.
P.P.S. В публикации на сайте газеты «Заря Озеры» от 14 июня указано, цитируем, что «ранее на портале Озёры-инфо была опубликована ложная и не соответствующая действительности информация о перепрофилировании учреждения «Пансионат «Озёрский».
Т.к. материал подписан «Пресс-службой министерства социального развития Московской области» мы обратились в ведомство с просьбой прокомментировать эти строчки, а также указать является ли это мнение официальной позицией министерства. В секретариате удивились нашей просьбе и сообщили, что как таковой пресс-службы не существует поэтому никто не имеет права размещать материалы с такой подписью. В свою очередь начальник Управления организации деятельности структурных подразделений Антон Жицкий пообещал, что обязательно сообщит результат проведенной проверки и позицию министерства. Так, что ждем с нетерпением.
Текст: Иван ЖУРАВЛЕВ