Сорок озёрских изыскателей |
Многим людям моего поколения, родившимся в шестидесятых годах прошлого века, хорошо знакома одна замечательная книга — «Сорок изыскателей», написанная Сергеем Михайловичем Голицыным
Многим людям моего поколения, родившимся в шестидесятых годах прошлого века, хорошо знакома одна замечательная книга — «Сорок изыскателей», написанная Сергеем Михайловичем Голицыным. Вышедшая в свет в далёком 1959 году, эта повесть рассказывает «о людях, которые всё время что-то придумывают, изобретают, что-то ищут на земле, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе». Главный герой книги, детский доктор, во главе пионерского отряда совершает туристический поход, разыскивая таинственную картину неизвестного художника. Книга шесть раз переиздавалась — с 1959 по 1989 год; переведена на польский, чешский, болгарский, словацкий и румынский языки. Но, к сожалению, после падения СССР больше переизданий не было.
Мы вспомнили эту книгу и её автора, потому что она неразрывно связана с городом Озёры. Самое удивительное, что наш город в ней вовсе не упоминается. Он, как и ещё один небольшой старинный город Московской области — Зарайск, — получил в книге другое название. Но обо всём по порядку.
Мне было лет десять, когда, отдыхая у бабушки в деревне, я взял в сельской библиотеке эту самую книгу. Забравшись на крышу дровяного сарая, принялся за чтение. Книга оказалась очень увлекательной. А её герои — чудаковатый, смешной доктор и пионеры из маленького подмосковного городка, и сам сюжет — расследование тайны пропавшей картины — запомнились на всю жизнь. Года два назад мне захотелось снова перечитать эту книгу и дать прочитать своим мальчишкам.
В Озёрской районной детской библиотеке она, к моему удивлению, нашлась без труда. Читая книгу и разглядывая замечательные, очень образные иллюстрации художника Станислава Забалуева, я с ещё большим удивлением обнаружил, что место действия мне кажется очень знакомым. Но городов Любец и Золотой Бор, где действие происходит, на карте Московской области я не нашёл. Пришлось включать компьютер и начинать поиски в интернете.
Так я, сам того не желая, превратился в изыскателя. Любец мне всё-таки удалось найти — это был не город, а село на берегу реки Клязьмы во Владимирской области, где писатель Голицын имел свой дом и отдыхал летом. А что же Золотой Бор? Ответ тоже нашёлся неожиданным образом. В интернете я нашёл форзац для одной из книг Голицына. На нём были нарисованы все маршруты, по которым ходили, ездили и плавали изыскатели. Все реки и населённые пункты там имели настоящие названия, кроме трёх. Так вот: город Любец оказался городом Зарайском, а Золотой Бор — городом Озёры! Вот цитата из книги: «Теперь Золотой Бор — Московской области, а раньше тут, как выражался мой угрюмый хозяин, «петух на три губернии пел». И эта широкая река, и маленький ручеёк были губернскими границами».
Когда читаешь эту книгу, то замечаешь множество таких деталей, которые не придуманы, а явно списаны с натуры, и понимаешь, что автору хорошо знаком был город Озёры того времени и его окрестности. Более того — наверное, он сам ходил по маршруту, так ярко и красочно описанному в повести.
Даже первые робкие попытки узнать что-то о писателе подтвердили это предположение. В детской библиотеке мне рассказали, что Сергей Голицын приезжал в Озёры и выступал перед маленькими читателями. А благодаря сохранившейся фотографии удалось даже определить точную дату встречи с писателем. Это было 25 октября 1973 года, в читальном зале Озёрской детской библиотеки. В читальном зале также хранится книга «Солнечная палитра» с автографом Сергея Михайловича.
Сотрудники «взрослой» районной библиотеки тоже поведали мне много интересного. Первая очень ценная информация была получена от Людмилы Владимировны Кирилловой. Затем Софья Александровна Исаева, Татьяна Алексеевна Хренова и Валентина Викторовна Сачкова, работавшие в разное время в районной библиотеке, рассказали мне о Белле Николаевне Уштей, которая тоже когда-то была здесь библиотекарем. Оказалось, что Белла Николаевна явилась прототипом одного из персонажей книги. Вот что написано о ней в повести «Сорок изыскателей»: «Все остановились. Оказывается, ещё одна девочка — длинноногая чёрненькая Бэла, та, что ходит в очках и похожа на козу, — тоже пропала».
Сразу же возник и другой вопрос — как писатель впервые оказался в нашем городе? Вот что ответил мне сын писателя, академик РАН Георгий Сергеевич Голицын: «Мой отец до 1959 года работал инженером-геодезистом в тресте «Текстильпроект». Он снимал планы земельных участков под строительство текстильных фабрик. Летом 1954 г. он это делал в Озёрах, и мы с матерью и братом жили в августе там».
В Озёрах проживали и другие люди, ставшие прототипами героев этой книги. К примеру, два брата-близнеца: «Впереди шли два черноволосых, черноглазых брата-близнеца, самые ловкие, самые быстроногие. Как я ни всматривался в них — они выглядели совершенно одинаковыми. Говорили, даже родной отец различает их только по цвету ремней на брюках. Одно мне в них не нравилось: они то и дело ссорились друг с другом». Фамилия братьев — Апполоновы, а один из них, Евгений Иванович, долгое время работал телевизионным мастером и хорошо был знаком озёрским жителям. Мне удалось разыскать его, и он поведал немало интересного. У него действительно был брат — Вячеслав, но близнецами они не были. Возможно, Голицын принял их за близнецов из-за большого сходства. Ещё в походе участвует девочка Галя — это двоюродная сестра Евгения Ивановича, Галина Михайловна Гришина.
Потом был поход в Любец-Зарайск вместе с ребятами из Дома пионеров, только не в поисках загадочного портрета. Но многое писателем было подсмотрено именно в этом походе. Надо сказать, что Зарайский краеведческий музей имеет неплохую картинную галерею. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в книге ребята отправляются именно туда в поисках таинственного портрета.
Этот поход организовала Елизавета Ивановна Воронкова, которая тогда была руководителем детского сектора во Дворце культуры. И гроза, заставшая ночью юных озёрских изыскателей, и кисель, варившийся в ведре — всё было на самом деле. Правда, с киселём вышла незадача. У ведра расплавилась и отпаялась ручка, и пришлось проявить изобретательность, чтобы добыть его из костра и разлить кисель всем участникам похода.
Елизавета Ивановна была очень активным человеком, и при поддержке Голицына решила организовать поездку маленьких изыскателей, отдыхавших в лагере дневного пребывания во Дворце культуры, в Москву. Когда они добрались до столицы, вдруг выяснилось, что ночевать ребятам негде. Пришлось Сергею Михайловичу вести всю эту развесёлую компанию — примерно 25 детей — к себе домой. А жил он тогда в коммунальной квартире. Можно представить, что случилось, когда все они заявились вечером к нему домой. Но, несмотря на все сложности жизни, люди того времени не были такими чёрствыми и замкнутыми, как сейчас. Кроме Голицыных, в этой коммуналке жили ещё четыре семьи — они охотно помогли накормить всех, отмыть и разместить на ночлег. Ведь у Голицыных была всего одна комната, в которой детский писатель прожил до 1975 года.
Есть в книге ещё один персонаж — молодой художник по имени Ларюша. Безо всякого сомнения, его прототипом послужил племянник Сергея Михайловича — замечательный художник Илларион Владимирович Голицын, один из наиболее известных московских художников-графиков второй половины XX века. К сожалению, он трагически погиб в ДТП в 2007 году.
Наверное, были и другие прототипы, но за давностью лет это узнать не представляется возможным. Жизнь человеческая не бесконечна.
Итак, моё предположение, что многое Сергеем Михайловичем в его книгах было вовсе не выдуманным, а персонажи и ситуации писались с натуры, полностью подтвердилось. Вот, например, как пишет о Сергее Михайловиче Голицыне его младший коллега В. Дихтярев (Вся жизнь – поход. – М.: «ЦДЮТур», 1999): «Две палатки достал Сергей Михайлович Голицын. Об этом удивительном человеке хотелось бы рассказывать долго. Высокий, худой и слегка сутулый, он смотрел на мир добрыми, чуть прищуренными глазами. За десять лет общения с ним я очень редко видел, чтобы Сергей Михайлович сердился на ребят. Но уж если сердился, то получалось это немного смешно и наивно: он начинал говорить, путаясь и слегка заикаясь, а провинившиеся стояли перед ним, ничуть не боясь, изо всех сил стараясь изобразить на лицах полнейшее раскаяние. Отпустив, как он говорил, плохиша и поворчав ему вслед, Сергей Михайлович успокаивался и, обращаясь ко мне, довольно улыбался: «Как я его распушил, а?» Сергей Михайлович не был ни учителем, ни воспитателем. Он нёс собственный крест, потому что был писателем».
В нашем городе хорошо известно имя русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. Его именем названа Озёрская районная библиотека. Существует музей писателя, который сейчас расположился в здании Городского дворца культуры. А вот о Сергее Михайловиче Голицыне и его книге в наше время, я думаю, слышали не многие. А жаль!
Поэтому мне хотелось бы хоть немного эту несправедливость устранить. И рассказать об этом замечательном русском писателе. Сергей Михайлович родился 1 (14) марта 1909 года в семье Михаила Владимировича Голицына и Анны Сергеевны, урождённой Лопухиной. Во время репрессий 1920–1930-х годов семья подверглась преследованиям. В разное время были арестованы и погибли дед, В. М. Голицын, отец, старший брат, муж сестры Александры, двоюродные братья и сёстры. Позднее Сергей Михайлович отразил эти годы в своей книге «Записки уцелевшего».
Детство писателя пришлось на годы становления советской власти, но именно в это время Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. А уже в начале 30-х начал публиковаться в популярных в то время детских журналах «Мурзилка», «Чиж» и «Всемирный следопыт». Но стать профессиональным писателем ему пришлось не сразу. Он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. А во время Великой Отечественной войны в качестве топографа в составе строительных частей прошёл боевой путь до Берлина. Был награждён боевыми медалями и орденами Советского Союза.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
И вот, после выхода в свет в 1959 году книги «Сорок изыскателей», Сергей Голицын решил стать профессиональным писателем. Его сын, профессор Георгий Сергеевич Голицын, в послесловии для книги «Записки уцелевшего» рассказывает: «В 1959 году он (С. М. Голицын) решил оставить службу. Мы с братом уже окончили вузы, появились какие-то деньги за «Сорок изыскателей» (за пере- воды книг автор в то время ничего не получал), он заканчивал новую повесть «Полотняной городок» — всё это давало возможность надеяться жить только литературным трудом».
За 30 лет, начиная с 1959 года, он успел создать множество замечательных книг для детей, пользовавшихся большой популярностью в то время.
Два года назад у книги «Сорок изыскателей» был полувековой юбилей, а Сергею Михайловичу Голицыну исполнилось 100 лет. 50 лет — срок для любого литературного произведения немалый. Многое изменилось с тех пор, нет уже того государства, в котором мы жили, но книга и сейчас читается с огромным интересом. И очень жаль, что в последние годы она не переиздавалась. Может быть, прочитав эту статью, кто-нибудь из наших читателей пойдёт в районную детскую библиотеку и прочитает «Сорок изыскателей», а может быть — и другие его не менее интересные и замечательные книги. А главное, посоветует сделать это своим детям и внукам. И тогда тонкая нить, связующая времена, не будет порвана окончательно.
Мы вспомнили эту книгу и её автора, потому что она неразрывно связана с городом Озёры. Самое удивительное, что наш город в ней вовсе не упоминается. Он, как и ещё один небольшой старинный город Московской области — Зарайск, — получил в книге другое название. Но обо всём по порядку.
Мне было лет десять, когда, отдыхая у бабушки в деревне, я взял в сельской библиотеке эту самую книгу. Забравшись на крышу дровяного сарая, принялся за чтение. Книга оказалась очень увлекательной. А её герои — чудаковатый, смешной доктор и пионеры из маленького подмосковного городка, и сам сюжет — расследование тайны пропавшей картины — запомнились на всю жизнь. Года два назад мне захотелось снова перечитать эту книгу и дать прочитать своим мальчишкам.
В Озёрской районной детской библиотеке она, к моему удивлению, нашлась без труда. Читая книгу и разглядывая замечательные, очень образные иллюстрации художника Станислава Забалуева, я с ещё большим удивлением обнаружил, что место действия мне кажется очень знакомым. Но городов Любец и Золотой Бор, где действие происходит, на карте Московской области я не нашёл. Пришлось включать компьютер и начинать поиски в интернете.
Так я, сам того не желая, превратился в изыскателя. Любец мне всё-таки удалось найти — это был не город, а село на берегу реки Клязьмы во Владимирской области, где писатель Голицын имел свой дом и отдыхал летом. А что же Золотой Бор? Ответ тоже нашёлся неожиданным образом. В интернете я нашёл форзац для одной из книг Голицына. На нём были нарисованы все маршруты, по которым ходили, ездили и плавали изыскатели. Все реки и населённые пункты там имели настоящие названия, кроме трёх. Так вот: город Любец оказался городом Зарайском, а Золотой Бор — городом Озёры! Вот цитата из книги: «Теперь Золотой Бор — Московской области, а раньше тут, как выражался мой угрюмый хозяин, «петух на три губернии пел». И эта широкая река, и маленький ручеёк были губернскими границами».
Когда читаешь эту книгу, то замечаешь множество таких деталей, которые не придуманы, а явно списаны с натуры, и понимаешь, что автору хорошо знаком был город Озёры того времени и его окрестности. Более того — наверное, он сам ходил по маршруту, так ярко и красочно описанному в повести.
Даже первые робкие попытки узнать что-то о писателе подтвердили это предположение. В детской библиотеке мне рассказали, что Сергей Голицын приезжал в Озёры и выступал перед маленькими читателями. А благодаря сохранившейся фотографии удалось даже определить точную дату встречи с писателем. Это было 25 октября 1973 года, в читальном зале Озёрской детской библиотеки. В читальном зале также хранится книга «Солнечная палитра» с автографом Сергея Михайловича.
Сотрудники «взрослой» районной библиотеки тоже поведали мне много интересного. Первая очень ценная информация была получена от Людмилы Владимировны Кирилловой. Затем Софья Александровна Исаева, Татьяна Алексеевна Хренова и Валентина Викторовна Сачкова, работавшие в разное время в районной библиотеке, рассказали мне о Белле Николаевне Уштей, которая тоже когда-то была здесь библиотекарем. Оказалось, что Белла Николаевна явилась прототипом одного из персонажей книги. Вот что написано о ней в повести «Сорок изыскателей»: «Все остановились. Оказывается, ещё одна девочка — длинноногая чёрненькая Бэла, та, что ходит в очках и похожа на козу, — тоже пропала».
Сразу же возник и другой вопрос — как писатель впервые оказался в нашем городе? Вот что ответил мне сын писателя, академик РАН Георгий Сергеевич Голицын: «Мой отец до 1959 года работал инженером-геодезистом в тресте «Текстильпроект». Он снимал планы земельных участков под строительство текстильных фабрик. Летом 1954 г. он это делал в Озёрах, и мы с матерью и братом жили в августе там».
В Озёрах проживали и другие люди, ставшие прототипами героев этой книги. К примеру, два брата-близнеца: «Впереди шли два черноволосых, черноглазых брата-близнеца, самые ловкие, самые быстроногие. Как я ни всматривался в них — они выглядели совершенно одинаковыми. Говорили, даже родной отец различает их только по цвету ремней на брюках. Одно мне в них не нравилось: они то и дело ссорились друг с другом». Фамилия братьев — Апполоновы, а один из них, Евгений Иванович, долгое время работал телевизионным мастером и хорошо был знаком озёрским жителям. Мне удалось разыскать его, и он поведал немало интересного. У него действительно был брат — Вячеслав, но близнецами они не были. Возможно, Голицын принял их за близнецов из-за большого сходства. Ещё в походе участвует девочка Галя — это двоюродная сестра Евгения Ивановича, Галина Михайловна Гришина.
Потом был поход в Любец-Зарайск вместе с ребятами из Дома пионеров, только не в поисках загадочного портрета. Но многое писателем было подсмотрено именно в этом походе. Надо сказать, что Зарайский краеведческий музей имеет неплохую картинную галерею. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в книге ребята отправляются именно туда в поисках таинственного портрета.
Этот поход организовала Елизавета Ивановна Воронкова, которая тогда была руководителем детского сектора во Дворце культуры. И гроза, заставшая ночью юных озёрских изыскателей, и кисель, варившийся в ведре — всё было на самом деле. Правда, с киселём вышла незадача. У ведра расплавилась и отпаялась ручка, и пришлось проявить изобретательность, чтобы добыть его из костра и разлить кисель всем участникам похода.
Елизавета Ивановна была очень активным человеком, и при поддержке Голицына решила организовать поездку маленьких изыскателей, отдыхавших в лагере дневного пребывания во Дворце культуры, в Москву. Когда они добрались до столицы, вдруг выяснилось, что ночевать ребятам негде. Пришлось Сергею Михайловичу вести всю эту развесёлую компанию — примерно 25 детей — к себе домой. А жил он тогда в коммунальной квартире. Можно представить, что случилось, когда все они заявились вечером к нему домой. Но, несмотря на все сложности жизни, люди того времени не были такими чёрствыми и замкнутыми, как сейчас. Кроме Голицыных, в этой коммуналке жили ещё четыре семьи — они охотно помогли накормить всех, отмыть и разместить на ночлег. Ведь у Голицыных была всего одна комната, в которой детский писатель прожил до 1975 года.
Есть в книге ещё один персонаж — молодой художник по имени Ларюша. Безо всякого сомнения, его прототипом послужил племянник Сергея Михайловича — замечательный художник Илларион Владимирович Голицын, один из наиболее известных московских художников-графиков второй половины XX века. К сожалению, он трагически погиб в ДТП в 2007 году.
Наверное, были и другие прототипы, но за давностью лет это узнать не представляется возможным. Жизнь человеческая не бесконечна.
Итак, моё предположение, что многое Сергеем Михайловичем в его книгах было вовсе не выдуманным, а персонажи и ситуации писались с натуры, полностью подтвердилось. Вот, например, как пишет о Сергее Михайловиче Голицыне его младший коллега В. Дихтярев (Вся жизнь – поход. – М.: «ЦДЮТур», 1999): «Две палатки достал Сергей Михайлович Голицын. Об этом удивительном человеке хотелось бы рассказывать долго. Высокий, худой и слегка сутулый, он смотрел на мир добрыми, чуть прищуренными глазами. За десять лет общения с ним я очень редко видел, чтобы Сергей Михайлович сердился на ребят. Но уж если сердился, то получалось это немного смешно и наивно: он начинал говорить, путаясь и слегка заикаясь, а провинившиеся стояли перед ним, ничуть не боясь, изо всех сил стараясь изобразить на лицах полнейшее раскаяние. Отпустив, как он говорил, плохиша и поворчав ему вслед, Сергей Михайлович успокаивался и, обращаясь ко мне, довольно улыбался: «Как я его распушил, а?» Сергей Михайлович не был ни учителем, ни воспитателем. Он нёс собственный крест, потому что был писателем».
В нашем городе хорошо известно имя русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. Его именем названа Озёрская районная библиотека. Существует музей писателя, который сейчас расположился в здании Городского дворца культуры. А вот о Сергее Михайловиче Голицыне и его книге в наше время, я думаю, слышали не многие. А жаль!
Поэтому мне хотелось бы хоть немного эту несправедливость устранить. И рассказать об этом замечательном русском писателе. Сергей Михайлович родился 1 (14) марта 1909 года в семье Михаила Владимировича Голицына и Анны Сергеевны, урождённой Лопухиной. Во время репрессий 1920–1930-х годов семья подверглась преследованиям. В разное время были арестованы и погибли дед, В. М. Голицын, отец, старший брат, муж сестры Александры, двоюродные братья и сёстры. Позднее Сергей Михайлович отразил эти годы в своей книге «Записки уцелевшего».
Детство писателя пришлось на годы становления советской власти, но именно в это время Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. А уже в начале 30-х начал публиковаться в популярных в то время детских журналах «Мурзилка», «Чиж» и «Всемирный следопыт». Но стать профессиональным писателем ему пришлось не сразу. Он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. А во время Великой Отечественной войны в качестве топографа в составе строительных частей прошёл боевой путь до Берлина. Был награждён боевыми медалями и орденами Советского Союза.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
И вот, после выхода в свет в 1959 году книги «Сорок изыскателей», Сергей Голицын решил стать профессиональным писателем. Его сын, профессор Георгий Сергеевич Голицын, в послесловии для книги «Записки уцелевшего» рассказывает: «В 1959 году он (С. М. Голицын) решил оставить службу. Мы с братом уже окончили вузы, появились какие-то деньги за «Сорок изыскателей» (за пере- воды книг автор в то время ничего не получал), он заканчивал новую повесть «Полотняной городок» — всё это давало возможность надеяться жить только литературным трудом».
За 30 лет, начиная с 1959 года, он успел создать множество замечательных книг для детей, пользовавшихся большой популярностью в то время.
Два года назад у книги «Сорок изыскателей» был полувековой юбилей, а Сергею Михайловичу Голицыну исполнилось 100 лет. 50 лет — срок для любого литературного произведения немалый. Многое изменилось с тех пор, нет уже того государства, в котором мы жили, но книга и сейчас читается с огромным интересом. И очень жаль, что в последние годы она не переиздавалась. Может быть, прочитав эту статью, кто-нибудь из наших читателей пойдёт в районную детскую библиотеку и прочитает «Сорок изыскателей», а может быть — и другие его не менее интересные и замечательные книги. А главное, посоветует сделать это своим детям и внукам. И тогда тонкая нить, связующая времена, не будет порвана окончательно.
Текст: Анатолий Подивилов
apodivilov@yandex.ru
apodivilov@yandex.ru